«С вами говорит история»

«С вами говорит история»

10.11.2020 Выкл. Автор САҚШЫ INFO
Представляем вашему вниманию очередной выпуск рубрики «С вами говорит история».
Историческая реликвия, с которой вы будете знакомы на этот раз, – мотоцикл “Ирбит” 1949 года выпуска.
Первая техника советских милиционеров Мотоцикл «Ирбит» 1949 года выпуска. С 1953 года им пользовались сотрудники милиции города Шымкент. В 2009 году был передан музею ветеранами Арысского районного отдела полиции. В том же году мотоцикл отреставрирован силами сотрудников Управления тылового обеспечения департамента.
История появления мотоцикла «Ирбит»:
В конце 30-х годов в Наркомате обороны СССР состоялось совещание, посвящённое выбору модели техники для Вооруженных Сил. После сравнения образцов, в том числе и зарубежных, было решено взять за основу BMW R-71, состоявший на вооружении вермахта. Для сохранения секретности представители Советского Союза закупили пять мотоциклов марки BMW в Швеции. Два мотоцикла передали Московскому мотоциклетному заводу (ММЗ), созданному на базе велосипедного, один сохранили как образец, четвёртый разобрали по винтикам, последний отдали технологам. Технологи исследовали химический состав каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления.
После этого на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому машиностроению.
Серийное производство нового мотоцикла, получившего наименование М-72, началось в августе 1941 года. 21 октября 1941 года Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством цехов на Урал, в город Ирбит.
25 февраля 1942 г. была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из деталей, привезенных из Москвы. Всего за годы войны на фронт с завода было отправлено 9799 мотоциклов.
В 1947 г. был разработан план генерального развития завода: предстояло провести коренную реконструкцию и вместо 4-5 тыс. выпускать в год 20 тыс. мотоциклов.
В 1953 г. началась поставка ирбитских мотоциклов на экспорт. В основном они вывозились в развивающиеся страны и государства Восточной Европы: подавляющее большинство мотоциклов закупалось для нужд армии и милиции.
Технические характеристики:
Длина — 2 130/2 380 мм[2];
Ширина — 815/1 590 мм;
Высота — 960/1 000 мм;
Высота сиденья — 790 мм;
Мощность двигателя 22 л. с. при 4 600 об/мин;
Рабочий объём 746 см³;
Коробка передач 4-х скоростная;
Шины 3,75×19;
Давление в шинах 1,5/2,5 атм (передняя/задняя);
Запас топлива 22 л;
Расход топлива 7 л/100 км; Максимальная скорость 110/95 км/ч.